Зимнее вождение автомобиля. Часть 1

Каждому автомобилисту наступление зимы добавляет дополнительные хлопоты: нужно летнюю резину на зимнюю поменять, потратив целый день в шиномонтаже, заменить масло на «синтетику», купить в салон коврики, защищающие от грязи… Но самое главное – автомобилистам нужно перестроиться на зимнюю манеру вождения. В своей статье мы расскажем об основных приёмах управления автомобилем на скользкой дороге и очень надеемся, что наши советы окажутся для вас полезными.

Самое главное, о чем важно помнить – никаких резких маневров! Нужно очень внимательно следить за дорогой и выбирать приемлемый дорожным условиям скоростной режим. Принципиальное отличие зимнего вождения от летнего заключается в том, что на зимней дороге все действия по управлению автомобилем надо осуществлять гораздо раньше, чем летом. Нужно учитывать, что при торможении машина может скользить с заблокированными колесами, а при движении по дуге ее может уводить наружу поворота.

Для начала, несколько советов по экстренному торможению на скользкой дороге. Умение правильно тормозить – один из главных навыков в зимнем вождении автомобиля. Если на вашей машине не установлена антиблокировочная система, то на скользкой дороге надо использовать импульсные приемы торможения. Импульсный прием подразумевает короткие быстрые нажатия на педаль тормоза. Самым распространенным является прерывистый способ торможения для того, чтобы эффективно замедлить движение машины там, где чередуются лед и асфальт. Суть способа: надо нажать на тормоз, отпустить полностью, снова нажать…Усилием на педали вы имитируете работу ABS. Эта система начинает работать при усилии на педали от 15 до 25 кг (в зависимости от модели машины). Надо научиться тормозить и плавно, и импульсно.

На автомобиле со вспомогательной антиблокировочной системой в гололёд намного легче. Датчики ABS сами распознают состояние дорожного покрытия. Однако если у вас эта система включается очень часто (по нескольку раз в течение дня) — это означает, что вы просто опаздываете с началом торможения. У профессионала ABS включается за зиму всего несколько раз. Но есть один едостаток у ABS: к примеру, вы едете по дороге с неоднородным сцеплением (асфальт-лед-асфальт-лед), иногда электроника перестает тормозить, чтобы сохранить устойчивость автомобиля (ABS изменяет тормозную динамику). Для водителя это становится неожиданным и может вызвать панику и ступор за рулём.

Изучаете зимнее вождение автомобиля? Возможно, Вам будет полезна статья про прогрев холодного двигателя. Нужно ли греть двигатель? На каких оборотах прогревать двигатель? Нужен ли прогрев инжекторному двигателю? Все ответы в статье «Прогрев двигателя зимой«.

В настоящее время автомобиль можно оборудовать еще множеством современных дополнительных электронных систем активной безопасности. Для неподготовленного автолюбителя это очень хорошо – такие системы помогают ему не делать ошибок. Но в отдельных случаях эти механизмы могут навредить. Например, вы попали во вращение и вам нужно «довернуть» автомобиль, чтобы дальше поехать прямо. Для этого надо заставить ведущие колеса забуксовать, но антипробуксовочное устройство не позволит вам этого сделать.

Нужно помнить, что электроника в некоторых ситуациях может ошибаться. Поэтому мы советуем всем автомобилистам изучать зимнее вождение без вспомогательных электронных систем безопасности.

В зависимости от типа привода машина по-разному ведет себя на скользкой дороге. С точки зрения ускорения различия в типах привода нет никакого — и на переднем и на заднем приводе ведущие колеса скользить начинают раньше, чем остальные. Но, передний привод, в силу его конструктивных особенностей и развесовки, на скользкой дороге позволяет быстрее ускоряться и оказывается более стабильным при движении по прямой. Зато в повороте переднеприводные машины демонстрируют выраженную недостаточную поворачиваемость. Заднеприводная машина, напротив, менее стабильно ведет себя на прямой, но зато, на мой взгляд, на ней проще маневрировать.

Полный привод позволяет чуть сильнее нажимать на газ, поскольку у него пробуксовка колес наступает еще позднее. И поэтому такие машины, естественно, находятся вне конкуренции по динамике разгона на скользком покрытии. Однако в критической ситуации неопытным водителям полноприводного автомобиля сложнее предсказать, какие колес раньше сорвутся в скольжение, и не всегда очевидно, как именно нужно стабилизировать автомобиль. В результате, возникает эффект неожиданности, который приводит к увеличению времени реакции водителя и прочим неприятным последствиям.

Хотя, если колеса уже потеряли сцепление с дорожным покрытием, а машина ушла в занос, то техника стабилизации, как правило, от привода не зависит. Вполне естественная реакция водителя на любое скольжение — сброс газа. В этом случае все машины ведут себя одинаково, поскольку тяги на ведущих колесах нет. При заносе переднеприводного автомобиля единственное, что можно порекомендовать — не трогать газ и не доворачивать руль. В случае с задним приводом действия газом те же, плюс поворот руля в сторону заноса.

Правда, при стабилизации переднеприводных и полноприводных автомобилей есть еще один нюанс: иногда, крайне редко, но возможна ситуация, при которой для стабилизации скользящего автомобиля может потребоваться нажатие на газ. Однако на практике это бывает очень редко — когда машина находится в очень глубоком заносе. Скорее всего, такая ситуация может возникнуть не по причине ошибки водителя, а, например, из-за удара.

У переднеприводной машины в заносе отпускать педаль газа ни в коем случае нельзя, потому что вы этим провоцируете вращение. Наоборот газ надо немного добавить. На полном приводе, попав на чистый лед или оказавшись в заносе, педаль газа нужно отпустить, но лишь частично. Если бросить акселератор полностью, то возникнет эффект переднего привода — вы себя довернете. А если слишком сильно нажать, то колеса начнут буксовать, и вы сбросите себя с траектории. Три привода — три разных человеческих реакции при зимнем вождении.

Чтобы справиться с потерей управления на любом типе привода надо всегда поворачивать руль в сторону заноса. Кроме того, необходимо плавно увеличивать тягу двигателя — при скольжении автомобиля ведущие колеса ни в коем случае нельзя оставлять без крутящего момента. В противном случае те силы инерции, которые уже возникли при потере сцепления с дорожным покрытием, будут развиваться хаотично.

Продолжение материала по зимнему вождению:

Тонировка фар пленкой, цена и не только — в нашей статье.

Что лучше — шипы или липучка? Ответ на вопрос ищите в этой статье.

Какой автомобильный компрессор выбрать? http://nissanoffroad.ru/sovety/buy/kak-vybrat-avtomobilnyj-kompressor.html — читайте в этой статье.

Добавить комментарий