Сегодня мы представляем эксклюзивный тест-драйв последней разработки компании Nissan, водородомобиля на базе предыдущего поколения X-Trail.
Неудивительно, что вопросам сохранения чистоты атмосферы с каждым годом уделяется все больше внимания, а производители в поисках экологически чистого автомобиля стараются использовать альтернативные источники энергии, в том числе и водород. На Западе водородные автомобили и заправки – уже не туманное будущее. В России же пока эта тема не выходит за рамки обсуждений.
В среднем современный автомобиль С-класса выбрасывает в атмосферу 160 граммов вредных веществ на 1 километр пути. Если взять даже минимальный уровень в 160 граммов и умножить на усредненные показатели российского миллионного города – 250 тысяч автомобилей и 42 километра, которые один водитель проезжает в сутки – выяснится, что за 1 день в атмосферу каждого мегаполиса выбрасывается 1 миллион 680 тысяч тонн вредных веществ. Страшная цифра — ведь все это находится в воздухе, которым мы дышим.
Компания Nissan: начала cоздавать и тестировать в условиях реального города автомобиль на водородных элементах. Японцы провели необходимые испытания в Ванкувере (Канада) и теперь стали тестировать FCV в самом зеленом штате США Калифорнии.
В первую очередь это обусловлено тем, что Калифорния находится в списке самых ярых регионов по защите окружающей среды, а нормы по выбросам ULEV- II там самые строгие в мире. Но основная причина — это количество водородных заправок, которых в Калифорнии самое большое количество в мире. Постоянно действующих в северной Калифорнии есть минимум 6 штук (всего по Калифорнии 25 водородных заправочных станций), а ведь на всю Японию всего 6 таких заправок. Еще пара таких заправок есть в Ванкувере (Канада) и в странах скандинавского полуострова.
Действующие водородные заправки в Калифорнии
Стоимость водорода в Калифорнии, благодаря государственым субсидиям и помощи автомобильных и нефтяных компаний, удерживается на уровне $5 (120 руб.) за 1 килограмм. Количество энергии, выделяемой при окислении одного 1 килограмма водорода с кислородом эквивалентно энергии, выделяемой при сгорании 4 литров бензина. экономичность является самым главным качеством этого топлива, которая в 2-3 раза выше, чем у бензина.
Когда разработчики заявили, что теперь, благодаря большему давлению (до 70 МПа) в баллонах с водородом, Nissan FCV способен ехать без дозаправки 500 км, они немного лукавили, ведь из 25 водородных заправок в Калифорнии, только 2 рассчитаны на заправку водородом до давления 70 МПа. Остальные же сделаны под более дешевые и безопасные баллоны с давлением 35 МПа. А с таким давлением Nissan, как и другие прототипы серийных водородомобилей, может проехать только 350-370 км, что меньше, чем показатель серийной Honda FCX Clarity.
Расположение основных элементов автомобиля
Первое что бросается в глаза в водородном X-Trail, это громадный бампер, изрезанный воздухозаборниками, сдвинутое вправо место для крепления номерного знака и маленький дорожный просвет. За воздухозаборниками стоят многочисленные радиаторы: системы охлаждения электродвигателя и топливных элементов. Ведь схема работы двигателя требует охлаждения. В топливных ячейках проходит процесс, обратный гидролизу воды (при подаче электрического тока через воду можно получить кислород и водород), здесь при соединении водорода, который идет из баллонов, и кислорода образуется пар и электричество, приводящее в действие электромотор. Автомобиль имеет также литий-ионные аккумуляторы, в которые подается электрическая энергия от топливных ячеек, кроме того они используются для сохранения энергии при торможении.
Тахометр размечен до 12 тыс. оборотов. Указатель Power показывает, расходуется или накапливается электричекая энергия. Указатель расхода топлива показывает, сколько в баках осталось сжатого водорода.
С места и на маленьких скоростях Nissan FCV очень быстро реагирует на педаль газа. Это легко объясняется тем, что у электрического двигателя максимальный крутящий момент доступен с самых низких оборотов.
В движении Nissan нельзя назвать бесшумным. В водородном FCV раздаются звуки, похожие на бульканье воды, как будто везешь пару двадцатилитровых бутылей воды на заднем сиденье, слышен вой вентилятора, и множество непонятных звуков. Но все-таки это тише звуков обычного авто с двигателем внутреннего сгорания.
Выхлопной трубы нет. Отработанная вода просто капает на землю
При поворотах большая масса водородомобиля дает о себе знать: кренится Х-trail серьезно, ведь весит почти 2 тонны. Как таковой выхлопной трубы нет: сконденсированная вода капает из пластиковых патрубков.в результате на месте при работающем двигателе под машиной образуется небольшая лужа воды.
Итак, несмотря на некоторые непривычные нюансы, опытный образец Nissan FCV выглядит и ездит как серийный автомобиль.
Демонстрация FCV с наполовину разобранным кузовом.
Может ли Россия надеяться на появление водородомобилей? В ближайшую пятилетку – вряд ли. Тормозит внедрение новых технологий в массовое использование и рост рынка автомобилей с ДВС, и не слишком сильная озабоченность населения экологической обстановкой страны, и недальновидность политиков. И, несмотря на цены нефти, Россия не готова к миллиардным инвестициям в производство водородных заправочных станций и массовое производство водорода на местах. Ведь только для запуска трех водородных заправочных станций требуется 7,7 миллионов долларов.