На юго-западе Ирана за горами Загрос живет племя кочевников, именующих себя кэшкай. Вряд ли хранители тамошних традиций даже в самых ярких снах могли вообразить, что странное для простого обывателя слово не оставит равнодушными дизайнеров фирмы «Ниссан». Да как! Прочувствовав романтику бродяжничества и неприкаянности, создавали не просто автомобиль, а целую философию, смело выходя за общепринятые рамки. Расположив Qashqai между «паркетниками» и традиционными автомобилями гольф-класса, производители на эмоции не скупились.
Какие эпитеты только не рождались у маркетологов: «Мостик между мирами», «городской бродяга», «креативная экспрессия». «Мускулистая внешность, поджарый силуэт, атлетичный облик…» – вторили стилисты. Более приземленные компоновщики отметили компактные для «паркетника» размеры, удобный и вместительный салон, превосходную маневренность и сбалансированный внедорожный потенциал. В конкурентах значатся, с одной стороны, «Фольксваген-Гольф», «Рено-Меган» и «Форд-Фокус», а с другой – «Тойота-RAV4» и «Хонда CR-V». Что же за таинственный кочевник прячется между ними?
Компактный SUV
Пожалуй, так можно определить Qashqai в автомобильной классификации. Во всяком случае, отнюдь не маленькую машину как то неловко ставить в один ряд с гольф-одноклассниками. В мягком абрисе кузова взгляд скорее найдет знакомые обводы и характерные черты «Мурано» или иных популярных «паркетников»: солидные арки колес, мощные бамперы, небольшие свесы кузова и весьма внушительный для «городского бродяги» 200-миллиметровый дорожный просвет. Надо отдать должное стилистам, облик Qashqai получился действительно динамичным.
Акценты меняются сразу после того, как оказываешься в салоне. Кожа, добротные пластики, комфортные сиденья, органы управления, продуманные и весьма необычные функции раздельной климатической установки, даже актуальная в последнее время стеклянная крыша… Практично, комфортно, рассчитанно. Только хорошенько осмотревшись, понимаешь, что ожидал большего пространства , чем его оказалось на самом деле. Qashqai оказался довольно компактным. Например, ребро от шторки стеклянной крыши вплотную нависает над головой. Конечно, от этой опции можно и отказаться. Но останутся могучая арка заднего колеса и очень широкий порог, препятствующие свободному входу. Поняв это, сдвигаю точку отсчета в сторону гольф-класса: пожалуй, тот же «Гольф» просторнее со спины, да и сравнение салона с другими легковыми одноклассниками выглядит вполне корректным. Вот какой неоднозначный «кочевник»!
Начинка
Выбор модификаций небогат: двухлитровый бензиновый мотор, передний привод или полный с системой «All-Mode 4х4», и современный турбодизель «Рено», который как обычно до России не доберется. Будем изучать Qashqai постепенно: сначала двигатель и все остальное, потом полный привод с подключаемой задней осью.
Автомобиль основательно зажат евронормами, что делает знакомство с ним не очень быстрым. К этому «хорошисту» особенно не придерешься. Единстеная претензия к уровню обзорности: она страдает из-за массивных передних стоек кузова и низкого внутреннего зеркала.
Желание выделить автомобиль из общей массы вновь сказывается в его промежуточной позиции. При любом удобном случае Qashqai не упускает возможности проявить некоторое превосходство над более крупными соперниками. Его потенциал больше соответствует легковому автомобилю. Всем своим видом он как бы говорит: «Оцени, насколько у меня информативнее и точнее руль, тише двигатель, комфортнее подвески, чувствительнее тормоза.» И хотя на автобане Qashqai почти убеждает в целостности характера, искусственность, недосказанность имеют место в коктейле впечатлений. И дело не столько в моторе, которому чуть-чуть не достает экспрессии – со своими обязанностями он справляется.
Нет, в отлаженной системе «фальшивит» электрический усилитель руля: с ростом скорости он нагружает баранку, но обратная связь мало соответствует реальному положению вещей. Попав на солидные неровности, комфортные подвески превращаются в тряские и шумные… Это не позволяет машине быть до конца «прозрачной», понятной.
Приводная принципиальность
Полный привод, передний… Сторонники «паркетных» вседорожников не терзаются выбором. Чувствуется, что и Qashqai полностью на их стороне, несмотря на наличие моноприводных версий. Автомобиль, оборудованный трансмиссией «All-Mode 4х4», на горных серпантинах способен удивить гораздо сильнее. Переднеприводный был просто добротен, но при малейшем прибавлении темпа почти легковая точность управления сходила на нет и автомобиль вываливался наружу поворота.
Несколько прибавило уверенности в быстрых виражах присутствие еще одной, пусть и подключаемой электроникой ведущей оси. При езде «на грани» управление машиной действительно легче. Она милостиво прощает ошибки, позволяет активнее пользоваться тягой. Едет Qashqai все равно «по-переднеприводному», при этом ведет себя всегда надежно.
CVT против «АВТОМАТА»
Не первый год NISSAN активно применяет вариатор (СVT – Continuously Variable Transmission), например, на «Мурано» или «Примере». Теперь CVT, кроме 1,6-литровой версии, снабжают и Qashqai.В сравнении с «автоматом» вариатор имеет следующие преимущества: экономичность, более комфортный (без рывков) разгон автомобиля. Потери энергии в трансмиссии также ниже, что способствует лучшей динамике.