Прогрев двигателя зимой

Прогрев двигателя зимойВ статье мы ответим на вопросы, не дающие покоя многим автовладельцам в зимний период. Нужно ли прогревать двигатель? Каково время прогрева двигателя? Нужен ли прогрев инжекторному двигателю? Какие обороты оптимальны для прогрева двигателя?

Греть, иль не греть: нужно ли прогревать двигатель зимой?

… вот в чем вопрос! И вопрос этот наши автомобилисты задавали друг другу всегда, с большим интересом обсуждали его, и обсуждать будут, как минимум до тех пор, пока сердцем автомобиля будет ДВС, а в артериях и венах «железного коня» будет течь – бензин или дизельное топливо.

Надо сказать, что в Европе прогревать двигатель во время стоянки вообще запрещено, за это можно заплатить немаленький штраф. Связано это с тем, что выхлоп во время прогрева холодного мотора особенно токсичен, а европейцы к вопросам экологии относятся весьма щепетильно. К тому же, производители современных автомобилей в руководствах по эксплуатации с уверенностью пишут о том, что современные ДВС, даже зимой, сразу после пуска с легкостью переносят полную нагрузку и движение можно и нужно начинать практически сразу после запуска мотора.

Чтобы дать однозначный ответ на этот извечный автомобильный вопрос, необходимо заглянуть под капот «железного коня» и разобраться в конструктивных особенностях современного двигателя внутреннего сгорания.

И холодно, и жарко…

Тепловая энергия, которая образуется при воспламенении рабочей смеси в цилиндрах двигателя, превращается в движение с помощью кривошипно-шатунного механизма. В результате электрического разряда между электродами свечи зажигания происходит возгорание топлива в цилиндре, вследствие которого раскаленные газы перемещают поршень вниз, толкая шатун и вращая, таким образом, коленчатый вал. Для того чтобы минимизировать потери энергии в цилиндрах двигателя при воспламенении топлива, зазоры между поршнем и цилиндром должны быть минимальными. При этом поршни конструкторы стараются делать легкими, а цилиндры – прочными. Соответственно материалы для изготовления этих деталей используются разные, а значит и коэффициенты теплового расширения этих материалов отличаются.

Наиболее распространенные материалы, применяемые сегодня для изготовления деталей цилиндро-поршневой группы, это сплавы алюминия, чугун, сталь. Поршни чаще всего производят из алюминиевого сплава, цилиндры делают чугунными или стальными. В современных двигателях, рассчитанных для работы на высококачественном топливе, в алюминиевый блок цилиндров запрессовывают чугунные или композитные гильзы. При изменении температур детали из разных материалов по-разному меняют свои геометрические размеры, так, например, алюминиевые поршни нагреваются быстрее и увеличиваются в размере сильнее, чем стальные цилиндры. Перепады температур поршня и гильзы цилиндра могут достигать 200°С. В то время как температура поверхности поршня буквально за несколько секунд достигает значения примерно в 150 градусов, цилиндр может еще достаточно продолжительное время оставаться холодным. При этом на полностью прогретом двигателе разница температур деталей не превышает 50-70°С. Такие существенные температурные колебания при пуске мотора в холодную погоду создают колоссальную нагрузку на детали ЦПГ и, соответственно, способствуют значительному их износу.

 

Вдохнуть полной грудью

Но это еще не все сюрпризы, с которыми придется столкнуться зимой автолюбителю. Чем холоднее воздух, тем больше кислорода в нем содержится и тем больше его поступает в цилиндры мотора, обедняя, таким образом, рабочую смесь. В свою очередь, чтобы обеспечить надежный пуск и работу двигателя в цилиндры должна поступать более обогащенная топливная смесь. Все эти обстоятельства приводят к затрудненному пуску и неустойчивой работе ДВС на холостых оборотах в условиях холода. Особенно это знакомо владельцам карбюраторных автомобилей, на которых с проблемой холодного пуска и работы на «холостых» боролись с помощью «подсоса», которым прикрывалась воздушная заслонка карбюратора, увеличивалась подача бензина и тем, самым обогащалась топливная смесь.

В современных инжекторных двигателях это возложено на автоматику, которая самостоятельно устанавливает более раннее зажигание для облегчения воспламенения обедненной смеси, а также обогащает рабочую смесь топливом, что приводит к работе двигателя на повышенных холостых оборотах.

Отсюда следует два вывода:

  • прогрев инжекторного двигателя зимой — процедура необходимая, как и прогрев дизельного двигателя и прогрев карбюраторного двигателя;
  • при прогреве холодный двигатель будет работать на повышенных оборотах, это нормально и необходимо.

Маркировка автомобильных шинВсе о маркировке автомобильных шин в обзорной статье на нашем сайте. Узнайте, как из боковых надписей узнать всю подноготную об автомобильной резине!

А здесь в о покупке и выборе внедорожников: http://nissanoffroad.ru/sovety/buy.

Не подмажешь, не поедешь!

Но и это еще не все! Одним из важнейших условий нормальной и долгосрочной работы двигателя, как и всех узлов и механизмов автомобиля, где присутствует трение, является смазка трущихся поверхностей. Кроме того, что холодное масло является более вязким и плохо прокачивается масляным насосом, так еще и вследствие работы двигателя на обогащенной смеси остатки несгоревшего топлива смывают его со стенок цилиндров. При этом какое-то время двигателю приходится работать практически «на сухую».

Изучаете информацию о прогреве двигателя зимой? Возможно, Вам будет полезна подборка актуальных советов по зимнему вождению:

В условиях низких температур лучшей работе мотора способствуют масла с более низкой степенью вязкости (по классификации SAE – 0W-30 или 0W-40), но и эти типы масел имеют свой нижний температурный предел. Оптимальная же эффективность работы масла достигается при рабочей температуре около 80°С.

Не стоит забывать и о том, что элементы трансмиссии также нуждаются в полноценной смазке, а трансмиссионные масла, точно также как и моторные, в условиях холодов загустевают и могут спровоцировать масляное голодание. При этом надо учесть, что для достижения рабочей температуры маслу в узлах трансмиссии времени нужно больше, чем в двигателе, где горение топлива существенно ускоряет этот процесс. Особенно это актуально для автоматических коробок переключения передач, где переключение передач осуществляется за счет давления масла. В холодном загустевшем масле лопасти гидротрансформатора могут погнуться, а то и сломаться.

 

Пожалуй, греть… Время прогрева двигателя

Даже такой неглубокий анализ процессов происходящих в двигателе и других узлах и механизмах современного автомобиля во время работы в холодную погоду говорит о том, что прогревать их нужно. Это позволит продлить ресурс техники и сэкономить на ремонте, который очень часто обходится намного дороже того незначительного перерасхода топлива, которым иногда оправдывают отказ от прогрева.

Оптимальный способ прогреть двигатель предельно прост и не требует особых затрат по времени. После пуска, необходимо дать машине поработать на холостом ходу примерно минут пять-семь, в зависимости от температуры «за бортом». В большинстве случаев современному ДВС этого времени достаточно, чтобы охлаждающая жидкость двигателя прогрелась примерно до +40…+50°С. Если автомобиль оборудован указателем температуры охлаждающей жидкости, то, как раз этой температуре и будет соответствовать отклонение стрелки на одно-два деления от своего нулевого положения. Вместе с этим снизятся обороты двигателя.

Вывод. Нормальное время прогрева двигателя: 5-7 минут на повышенных оборотах и 2-3 минуты на нормальных оборотах.

Эти пять-семь минут времени можно и нужно провести с пользой и для себя, и для своего четырехколесного друга. После запуска стоит включить обогрев заднего стекла и боковых зеркал заднего вида (если такая опция, конечно, имеется), фары и печку. Потоки, постепенно нагреваемого воздуха, лучше всего направить на лобовое стекло и в ноги. А самому в это время можно, например, смести снег и протереть стекла.

Все эти несложные манипуляции помогут за эти пять-семь минут времени разморозить стекла и фары, немного прогреть салон, предотвратить запотевание окон и, в качестве бонуса, не замерзнуть самому.

Какие должны быть обороты при прогреве двигателя?

Вот теперь, когда двигатель немного нагрелся и его обороты постепенно снижаются до рабочих, можно начинать движение. Однако, нельзя забывать, что пока двигатель не прогреется градусов до 80-90 (в большинстве случаев это среднее положение стрелки указателя температуры двигателя), резко и сильно увеличивать нагрузку крайне не желательно. В это время передачи в механической коробке скоростей переключаются туго, а смена передач в «автомате» вообще происходит с рывками. В таком режиме «раскручивать» двигатель больше чем до 2500-3000 об/мин очень не рекомендуется. Для достижения рабочей температуры (тех самых 80-90°С) мотору чаще всего хватает времени, которое тратиться на преодоление расстояния от гаража или парковки до дороги.

Terrano 2Все о легендарном проходимце Terrano 2 на нашем сайте. Узнайте, как купить, улучшить или отремонтировать Ниссан Террано 2. Большая подборка документации по Террано.

А все про огромный Nissan Armada в этом разделе.

Прогрев дизельного двигателя

Что касается работы дизельного двигателя, то в условиях холодных температур его работа значительно осложняется. Это, прежде всего, связано с особенностями дизельного топлива и принципом воспламенения от сжатия.

Дизельное топливо при понижении температуры воздуха становится более вязким, вследствие чего намного хуже распыляется форсунками топливной аппаратуры. А та часть, которая все же попала в камеру сгорания, моментально оседает на стенках цилиндра. При этом в условиях холода значительно снижается испаряемость и осевшее на стенках цилиндра топливо попросту не может воспламениться. Усугубляет положение нагнетаемый в цилиндры холодный воздух, который еще больше снижает температуру рабочей смеси, значение которой для нормального запуска должна быть больше температуры самовоспламенения дизельного топлива.

Надо заметить, что дизельное топливо имеет сезонность и это весьма важная особенность. Наиболее распространенный тип солярки летний. Применяется такое топливо при температуре воздуха от 0°С и выше. Зимнее топливо используется при морозах до -30 градусов. А если еще холоднее, то уже заливать в бак нужно арктический дизель. Различные по сезонности виды топлива имеют разные характеристики: температуру вспышки, фракционный состав, цетановое число, вязкость, плотность, степень чистоты и наличие примесей. Именно эти параметры и определяют состав и качество топлива, и в итоге влияют за запуск и работу дизельного двигателя в целом.

Очень важную роль в дизельном двигателе играют свечи накаливания. Без них уже при температуре окружающей среды ниже +5°С дизель запустить очень проблематично. При включении зажигания на приборной панели загорается индикатор, показывающий, что свечи нагревают воздух в камере сгорания. Как только индикатор погас, значит, пространство в цилиндре прогрелось и можно заводить мотор.

Очень неплохим средством, обеспечивающим достаточно уверенный запуск, прогрев дизельного двигателя и последующую работу являются всевозможные подогреватели. По своим возможностям эти устройства очень разнообразны и достаточно широко представлены на рынке автозапчастей и аксессуаров. В зависимости от конструкции и стоимости подогреватели обеспечивают не только подогрев топлива, но и двигателя целиком, и даже салона.

Автор: Андрей Воронов, Украина, г. Херсон.

Интересное на сайте:

Как завести машину без ключа?

Самые угоняемые машины

Полный привод Nissan

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nissan Off Road
Комментарии: 2
  1. Игорь

    У меня дизельный VW Transporter T4. Всегда своевременно провожу ему ТО, в соляру добавляю антигель. В любой мороз заводится без проблем. Но всё же на всякий случай решил поставить подогреватель топливного фильтра. Руки растут из правильного места, поэтому изготовил бандажный предпусковой подогреватель топливного фильтра сам (технология описана на одном из сайтов). Потребляет такой подогреватель чуть более 0.5А и при -32С машина заводилась с полоборота (время подогрева — около 20-30 мин.).

  2. Rider

    «Автомобили с электронной системой впрыска нужно прогревать около 30-и секунд. Этого вполне достаточно. А для прогрева автомобиля с карбюраторным двигателем у вас уйдет не более 2-х минут на прогрев двигателя.» Алексей, а при чём тут тип впрыска? Дело же не в нём… Греть надо однозначно, независимо от того, Жигули у вас или Лексус. Но без фанатизма, как некоторые, до рабочей температуры. 50 градусов (или заметный сдвиг стрелки) и поехали. Удачи!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: