Сколько бы мировых войн, кровопролитных революций, природных катаклизмов и разного рода происшествий не перенесло наше много страдальческое человечество, первостепенным его желанием, не смотря ни на что, остаётся желание хлеба и зрелищ. И даже в наше сравнительно спокойное время, в эру информационных технологий, когда без особого труда можно достать все необходимое, и альтернатива как никогда велика, мелкие человеческие радости нам не чужды.
Признаться честно: раллийные гонки не являются таким популярным видом автоспорта, как гонки кольцевые. Те же серии «Формула-1» или, скажем, американская Indy имеют значительно большее число поклонников, нежели раллийные соревнования. Однако это не значит, что ралли – менее интересный и захватывающий вид спорта. Отнюдь – и там есть свои герои, более того, титаны автоспорта, среди которых и украинские спортсмены.
С каждым днём неравнодушных к автомобильным гонкам личностей стаёт все больше и больше, а Автомобильная Федерация Украины (ФАУ) не успевает удовлетворять естественную человеческую потребность в зрелищах посредством чемпионатов локального и международного масштаба. Но речь идёт про нормальную функциональность Федерации, когда работа идёт слаженно, есть необходимое финансирование, спонсоры не жмут денег и в государстве все стабильно. Но, к великому, сожалению, если так когда-то и было, то сейчас ситуация в корне изменилась.
Ни для кого не секрет, что если существует проблема, то для того, что бы найти ёё решение, необходимо зарыться в истоки этой проблемы. В данном случае, рассуждая над критической ситуацией украинского ралли, не мудрено, что сложилась она посредством проблемы всемирного экономического кризиса.
Так взглянем же все-таки вглубь сложившийся ситуации. Началось все в 1991 году, когда Украина получила свою независимость и вместе с этим начался мало контролируемый бардак в стране. Менталитет украинского народа таков, что каждый старается заработать себе на жилье и не постыдное средство передвижения любыми способами. А поскольку автоспорт – это один из тяжелейших видов спорта, где деньги крутятся, безусловно, не малые, то бардак образовался внутри и этой инфраструктуры.
Проблема состоит также и в слабой популярности этого вида спорта. Здесь – как и в любом спорте – нужна поддержка публики. Украина – страна, все-таки, футболистов, а не гонщиков. Но вместе с поддержкой болельщиков, автоспорт нуждается и в финансовой протекции. А спонсоров, которые бы выделяли деньги на содержание соревнований, с каждым днём стает все меньше. Вот и остается полагаться на собственные силы энтузиастов, которых (сил) то и нет, дорогое ведь это удовольствие на машинах гонять. Тем более, что во время всеобщего кризиса найти хотя бы какого-нибудь спонсора для проведения гонок по минимальной программе, невозможно, а у ФАУ денег нет. Кризис на прямую отобразился на авторалли, полностью приглушив весь процесс.
А вообще перипетии с ФАУ в прошлом году заострились окончательно, когда проведение гонки в Львове встало под вопрос из-за конфликта организаторов Львовского ралли (Галицкий автомобильный клуб – ГАК) «Галиция» с «шишкой» (не примите за пошлость) украинского автоспорта Червоненко Евгением Альфредовичем. Суть конфликта до конца остается не проясненной, но даже не вооруженным взглядом можно рассмотреть финансовые предпосылки возникшего спора.
Если до этого организаторы всегда могли положиться на своего спонсора, который смело финансировал их, то Червоненко теперь начал выдвигать собственные условия и правила игры, задействовав собственного спонсора компанию ПРАЙМ, которая финансировала его команду Прайм Ралли Тим, а в перспективе – и Чемпионат Украины с ралли. Иными словами Червоненко планировал контролировать ситуацию автогонок в Украине, а Львовские организаторы в свою очередь категорически отказались от такой «кооперации», мотивируя свою позицию своей спонсорской независимостью.
В итоге ожесточенных споров организаторы 3 этапов ЧУ подали официальное заявление про отказ в проведении 3 этапов чемпионата, поскольку им не подходили продиктованные условия. В конце концов, Червоненко отступил со своей жесткой позиции и этапы все-таки провели, после чего начались перипетии и разногласия среди команд, гонщиков, организаторов и ФАУ. Полнейший автобардак на фоне государственного.
Следующая серия скандала в украинском ралли началась из-за плохого уровня организациигонок под руководством Сергея Еженкова из ГАКа, что отобразилось непосредственно на гонках. Первый этап ЧУ в Камянце-Подольском завершился серъёзной аварией из-за неправильной работы организаторов, в которой пилот на финише столкнулся с машиной судьев и чуть не пострадали люди. Потом на трассе не правильно расположили штучную преграду на длинной прямой дистанции (расположили ее на 100-200 метров ближе, чем нужно) и Александр Салюк- главный пилот Прайм Ралли Тим сошёл с дистанции , разбил автомобиль и остался крайне недоволен всем этим хаосом.
В результате после неорганизованных гонок было решено, что эти гонки проводить больше не следует, а на организаторов начали поступать жалобы и притензии.
В этом году ни в Камянце-Подольском, ни во Львове гонки не состоятся, так как лицензии на их проведение нет.
Можно констатировать, что кризис дался в знаки: финансирование автоспорта никудышнее, соревнования сокращены до минимума, банально, но денег просто нет.
А при нынешнем ужасающем состоянии автоспорта в Украине – ситуация может перейти от аварийной к трагической.
Автор: Ольга Гзыло
Источник: «новости WRC» http://wrc-info.ru/