Nissan Technical Center Europe (NTCE) расположен в местечке Крэнфилд, в двух часах езды от Лондона. Территория NTCE обнесена массивной живой изгородью. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с суперсекретным техническим центром Nissan в Японии, скрытым от любопытных в кольце скал, попасть в который можно только по пробитому в горе тоннелю.
Первые три года после открытия NTCE в 1988 году коллектив из двухсот человек занимался в основном локализацией производства. Но начиная с внедорожника Terrano (заводской индекс Р20) NTCE включился непосредственно в разработку глобальных моделей.
Правда, поначалу британцы отвечали только за адаптацию моделей Nissan к требованиям европейского рынка и омологацию. Но со временем NTCE стали доверять и исследовательские работы. Последним «курсовиком» NTCE можно назвать купе-кабриолет Micra C+C, при разработке которого специалисты NTCE играли уже ведущую роль. А своеобразной дипломной работой стал Qashqai.
Крэнфилд хоть и крупнейший, но не единственный исследовательский центр в Европе: ниссановские инженеры трудятся еще в Испании, Германии, Бельгии, а теперь и в России. Специализация NTCE – двигатели: здесь занимаются только разработкой бензиновых моторов, а дизельное подразделение расположено в Мадриде.
У NTCE имеется свое опытное производство. Здесь были собраны первые полсотни так называемых S-Lot-прототипов (только кузова для них делались в Японии). Тут же отдел Marketability проводит и первые тесты потребительских свойств.
Помимо инженеров в Крэнфилде базируются еще и службы закупок и организации производства. Тут же есть и свои представительства некоторых крупнейших поставщиков — все ради принятия более быстрых решений в цепочке «идея-инструментарий-производство».
Есть еще одно интересное направление: здесь собирают уникальную базу данных, обмеряя автомобили конкурентов. Чудовищная работа! Замеры проводятся вручную при помощи специального щупа, который фиксирует точку замера по трем координатным осям. На поверхности автомобиля отмечается несколько тысяч точек, а еще столько же — в салоне. На основе этих данных создается трехмерная модель чужой машины. Англичане утверждают, что это помогает отслеживать динамику развития рынка, к тому же они продают доступ к своей библиотеке на сторону — и очень задорого.
В NTCE повсюду попадаются скрытые под чехлами прототипы: то что-то маленькое, то что-то подчеркнуто спортивное (неужели GT-R?). И в каждом углу — автомобили-конкуренты: в основном хэтчбеки гольф-класса, иногда компактные однообъемники.
Внимание привлекают рисунки на стенах зала для переговоров. Это комиксы, описывающие оптимизацию рабочих процессов менеджмента. Они о правилах ведения переговоров, о работе с документами, о коммуникации между отделами. Самое забавное, что больше всего они напоминают иллюстрации к книге о производственной системе фирмы Toyota (TPS). Вот что ответил пиарщик техцентра Мэт Лоадер на вопрос: “вы действительно используете TPS?”
Да, многие компании пытаются оптимизировать производство при помощи TPS, и NTCE не исключение. Проблема в том, что внедрение TPS сопряжено с постоянным контролем производственного процесса каждого отдельного сотрудника, он должен все время оценивать свою работу и заполнять особые формы-отчеты. Но у инженеров и менеджмента NTCE и без того хватает бумажной работы, поэтому к кайзену мы движемся не так активно, как хотелось бы руководству.
Но на заводах Nissan уже вовсю действует своя сиcтема — Nissan Production Way. В ее основе два «непрекращающихся» условия. Непрекращающаяся синхронизация производства с запросами покупателя (дуки-сейсан) и непрекращающийся поиск и идентификация проблем и их решений. Второе — не что иное, как тойотовский кайзен, стремление к совершенству. А что касается дуки, то и это производная от TPS. Даже на Западе уже есть понятие production on demand (производство по требованию). Например, автомобили BMW давно не производятся на склад — только под заказ конкретного клиента. Но организовать бесперебойность процесса в масштабах глобального производства гораздо сложнее. Ключ — в работе с поставщиками, которым нужно не только предоставить своевременную информацию о заказе, но и перевести их с «накопительного» производства на «последовательное». И, конечно, не может быть никакого дуки-сейсана без гибкого конвейера. Теперь на одной сварочной линии может выпускаться до восьми разнокалиберных моделей — в любой последовательности.